СХЕМАТЕРАПИЯ
СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ
С ГЛУБОКИМИ ПРОБЛЕМАМИ
НАСТОЯЩЕГО, ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО
ПОТРЕБНОСТИ
Почему в детстве кто-то чувствовал себя любимым и защищённым, а кто-то – одиноким и ненужным? Почему один человек легко принимает решения и идёт к целям, а другой постоянно сомневается и боится ошибиться? Ответ в том, насколько удовлетворены наши базовые эмоциональные потребности.
Схематерапия выделяет 5 ключевых потребностей, без которых невозможно здоровое развитие личности. Если они были удовлетворены в детстве, человек растёт уверенным, эмоционально стабильным и способным к близким отношениям. Если же нет – формируются дезадаптивные схемы, которые мешают жить, тревожат, вызывают страхи и проблемы в отношениях.
Разбираемся, какие потребности нужны каждому и что происходит, если их не удовлетворяют.
5 базовых эмоциональных потребностей в схематерапии
- Безопасная привязанность (Secure attachment to others). Человек с рождения нуждается в теплоте, заботе и стабильных отношениях. Если в детстве родители были эмоционально недоступными, холодными или непредсказуемыми, во взрослом возрасте могут развиться страхи перед близостью, проблемы с доверием или сильная тревожность в отношениях.
- Автономия, компетентность и самовыражение (Autonomy, competence, and identity. Это потребность чувствовать себя самостоятельным, способным справляться с вызовами жизни и выражать свою индивидуальность. Если в детстве ребёнка чрезмерно опекали или, наоборот, обесценивали его способности, во взрослом возрасте могут появиться неуверенность, зависимость от чужого мнения и страх ошибок.
- Реалистичные границы и самоконтроль (Realistic limits and self-control). Чтобы человек мог адаптироваться в обществе, он должен уметь соблюдать разумные границы и контролировать свои импульсы. Если в детстве границы были слишком жёсткими (авторитарное воспитание) или, наоборот, отсутствовали, во взрослом возрасте это может привести к проблемам с самодисциплиной, трудностям в управлении эмоциями и неспособности отказывать себе в удовольствиях.
- Спонтанность и игра (Spontaneity and play. Это потребность в радости, творчестве, лёгкости. Если детство прошло в среде, где было мало места для игры и самовыражения (например, из-за чрезмерных ожиданий или строгих правил), во взрослой жизни человеку может быть сложно расслабляться, получать удовольствие и проявлять креативность.
- Свобода выражения своих чувств и потребностей (Freedom to express valid needs and emotions). Каждый человек нуждается в том, чтобы его эмоции и желания были услышаны и приняты. Если в детстве ребёнку запрещали проявлять «неудобные» чувства (грусть, злость, страх) или не учитывали его потребности, во взрослой жизни он может либо подавлять свои эмоции, либо испытывать сложности в коммуникации, когда нужно отстаивать свои границы.
Подробнее о потребностях я рассказала в подкастах.